Интервью с директором подразделения 'Прицепная техника' ОАО 'ВОМЗ'

11 Марта 2014

Интервью с директором подразделения 'Прицепная техника' ОАО 'ВОМЗ'

М.В. Сагов: Качество прицепной техники STEELBEAR – это всегда и во всём.

Сегодня проект, появившийся как дополнение к основной деятельности машиностроительного завода «ВОМЗ», окреп и набрал обороты. Высокотехнологичное оборудование, собственные технические решения, европейское качество — вот лишь некоторые достижения производства магистральной прицепной техники STEELBEAR™,  руководит которым Михаил Сагов, директор подразделения «ПРИЦЕПНАЯ ТЕХНИКА» ОАО «ВОМЗ».

Михаил Васильевич, сперва предлагаю поговорить о российском рынке прицепной техники в целом. Чего, по Вашему мнению,  можно ожидать в обозримом будущем?

Если говорить о стандартных грузоперевозках, в России преобладают бывшие в эксплуатации импортные полуприцепы, которые пользуются спросом у транспортных компаний и частных грузоперевозчиков и отечественные полуприцепы, которые в основном приобретают государственные структуры (у них, как правило, ограничен бюджет).

Что касается полуприцепов, производимых в России из импортных комплектующих, конкуренция будет по-прежнему высокой. Ко всему прочему, ситуацию может обострить европейский кризис – из-за снижения продаж на собственном рынке, иностранные производители прицепной техники устремятся в Россию - появится больше новых сборочных предприятий в регионах.

Производство полуприцепов Steelbear ориентировано на российского потребителя - в чем конструктивные особенности прицепной техники, производимой именно для наших условий? 

Для адаптации агрегатов иностранного производства к условиям российских дорог применяются специальные технологии укрепления осей.

Так, контейнеровозы STEELBEAR оснащаются усиленными агрегатами BPW.

Обеспечению бесперебойной работы полуприцепов в сложных российских климатических и путевых условиях также способствует усиление полки лонжерона полосой из шведской стали, установка особо прочных шин для сложных дорожных условий, высокий дорожный просвет.

Известно, что прицепная техника ОАО «ВОМЗ» изготавливается из импортных комплектующих. Выходит, что европейское качество запчастей сегодня по-прежнему вне конкуренции?

Да, я вынужден согласиться с этим утверждением. Действительно, качественные полуприцепы в России могут производиться только с использованием импортных комплектующих, по крайней мере, для основных узлов – шасси, подвески, тормозной системы.

Но, всё же, являясь российским производителем магистральных полуприцепов, мы вносим в производство «своё». Так, рама полуприцепов STEELBEAR выполняется из высококачественной российской низколегированной стали 09Г2С. Благодаря своей прочности, листы из стали 09Г2С используют при строительстве дорог, мостов, промышленных сооружений.

Несомненным преимуществом листового проката из низколегированной стали 09Г2С является высокая свариваемость и возможность эксплуатации техники при температуре от -70 до +40 °С. 

Растущий объём заказов на полуприцепы – сортиментовозы STEELBEAR послужил предпосылкой разработки вспомогательных устройств  для перевозки леса собственного производства. Так, в прошлом году специалисты завода представил новую разработку - сортиментовозные коники STEELBEAR. В том же году на предприятии была запущена линия по их производству. Они уже замечательно себя зарекомендовали в эксплуатации и позволяют немного снизить стоимость готового изделия без потери качества.

Считается, что сегодня российский потребитель прицепной техники делает ставку на универсальность. То есть, это как «2 в 1» - за одну цену мы покупаем универсальную модель, которая может служить сразу для перевозки нескольких видов груза. Как Вы относитесь к таким «универсальным» решениям? 

Отношусь с пониманием. Ведь в России всё так и обстоит – сегодня вы перевозите контейнеры в порту, а завтра получите заказ на перевозку щебня. В силу высокой стоимости техники, далеко не каждый перевозчик может позволить себе содержать в своём автопарке строго специализированную технику. Если есть возможность опционально добавить какие – то технические моменты, позволяющие эксплуатировать один и тот же полуприцеп для перевозки различных грузов, мы обязательно идём навстречу заказчику. Более того, какие-то модели прицепов изначально выпускаются как универсальные, с этой информацией Вы можете ознакомиться на нашем сайте в каталоге производимой продукции.

Что можете сказать о сочетании «цена-качество» в отношении выпускаемых заводом полуприцепов? Можно ли вообще говорить, что «качество» бывает бюджетным (хотя бы относительно)?

Может ли качество быть бюджетным? Не думаю, если вопрос рассматривать в разрезе соотношения качества и цены комплектующих.

Однако, не секрет, что в стоимость готового изделия может закладываться часть стоимости бренда-производителя. Если бренд раскрученный – стоимость готового продукта может здорово подрасти – ведь именитый бренд устойчиво ассоциируется с качеством, ему доверяют, значит и ценовые рамки такого производителя могут быть шире.

STEELBEAR, как менее известная торговая марка, пока не может позволить себе «играть» с ценой, закладывая в неё стоимость своего имени, поэтому наше качество, оставаясь на уровне европейского, может быть несколько бюджетнее, если так можно сказать. К тому же привезти европейские комплектующие в Россию получается дешевле, чем привезти оттуда новый полуприцеп.

Именно поэтому без потери качества STEELBEARTM всё же может конкурировать в вопросах цены с «иностранцами».

Сокращение издержек производства – пожалуй, самый простой вариант держать привлекательную цену на продукт. Учитывая постоянный рост курса евро, на который ориентируется производство полуприцепов Steelbear , можно ли на чём-то объективно сэкономить? 

Минимизация издержек производства – совершенно нормальное состояние, в котором любое производство должно находиться постоянно (или непрерывно стремиться к нему). Признаю, используя в производстве импортные комплектующие, стоимость которых для нас полностью определяется текущим курсом евро, сэкономить сложно. Но, в то же время, не обеспечить надлежащее качество продукта для предприятия, которое рассчитывает на успех, мы не можем.

Сэкономить возможно, полностью загружая производственные мощности, прибегая к энергоаудиту помещений и экономным схемам энергопотребления, оптимизируя транспортировку и складские запасы готовых изделий, приобретая большие партии комплектующих. 

Цена в российском менталитете – важный фактор, влияющий на конечный выбор. И чтобы жить и работать, мы должны уметь подстраиваться под своего заказчика – это уже постулат современного бизнеса.

Вы продаете полуприцепы силами завода или формируете дилерскую сеть? Почему выгодно стать вашим дилером?

Продажи успешно осуществляют как непосредственно специалисты отдела продаж нашего завода, так и наши дилеры.

Заводу важно обеспечить полную загрузку производства, выпустить нужный объём продукции, а вот в её реализации большая роль отводится региональным дилерам. Наши дилеры работают в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Уральском округах. Спрос на полуприцепы есть всегда, к тому же дилер получает у завода хорошие скидки и возможность работать под конкретный заказ, консультации и помощь в решении самых разных вопросов – условия работы самые выгодные.

Какое положение завод занимает в рейтинге отечественных производителей прицепной техники? 

Возможно, такой рейтинг действительно существует, правда, негласный – официальную его версию я нигде не встречал. По нашим оценкам компания входит в первую десятку производителей прицепной техники в России. Наша задача – постоянно укреплять свои позиции за счёт уверенного качества выпускаемой техники.

Планируется ли обновление модельного ряда техники под маркой SteelBear? Кто над этим работает?

В 2014 году мы планируем выпуск как совершенно новых моделей полуприцепов STEELBEAR, так и модификаций изделий, уже ставших популярными. 

Их появление продиктовано как потребностями и состоянием рынка и отдельных его отраслей, так и внедрением инновационных технологий, позволяющих несколько снизить стоимость продукции без потери качества.

Над этим работают специалисты нашего собственного конструкторского отдела, прошедшие обучение у ведущих немецких производителей специализированной техники.

Вы производите серьёзную технику, значит, и задачи Вам приходиться решать серьёзные, и ответственность велика...Что помогает Вам уверенно идти вперёд и успешно справляться с трудностями?

Я изначально отношусь к трудностям, как к испытаниям, которые закаляют нас, делают сильнее, прибавляют знаний и опыта. В правильном отношении к проблеме – половина успеха её решения. 

И, конечно, мне помогает природный оптимизм. Ведь, как говорится, если ты споткнулся и упал, это еще не значит, что ты идешь не туда.

Беседовала Полина Иванова